Стати | Коментарии | Email

Психологические и педагогические средства воздействия

1. Психотерапия и психопедагогика

Психотерапия — это совокупность приемов лечения болезней психологическими средствами. Применение ее в большом спорте ограничено прежде всего из-за несовмести­мости занятий спортом и психических болезней. Однако мы некоторые авторами (Уайтин, Гомбравелла, Оджилви, Гошек) допускают, что иногда и в спортивной практике возникают психические расстройства подобные неврозам, которые снижают уровень спортивной деятельности. Однако понятие «психотерапия» в данном случае рассмат­ривается более глубоко, придавая ему несколько специали­зированное содержание, в которое включаются методы преду­преждения и устранения психических проявлений, мешаю­щих спортивной подготовке или снижающих результаты. Психологическое обеспечение в спорте также характеризуется взаимопроникновением психотерапии и психопедагогики.

На основе многочисленных исследований, проведенных в разное время, необходимо отметить, что психотерапия не является методом, применяемым на основе какой-либо тех­нологии. Пока еще нет точной кодификации механизма воздействия и, следовательно, результаты не лишены оши­бок. Неясности, которые существуют в психотерапии, объ­ясняются отсутствием объективного, точно измеренного критерия, который мог бы быть подвергнут научному ана­лизу. И все-таки психотерапия может и должна быть применена в спорте. Выбор метода зависит от вопроса, который требуется решить.

Возможности применения психотерапии в спортивной работе. В спортивной работе относительно часто встреча­ются ситуации, при которых может быть применена пси­хотерапия. Некоторые авторы требуют обязательного при­сутствия психотерапевта в каждой команде, объясняя это тем, что большой спорт волей-неволей рождает и некото­рые отрицательные психические реакции. Гошек и Гомбравелла часто отмечали появление тревожащих состояний в моменты наивысшего спортивного напряжения, что обу­словливает необходимость борьбы за их устранение, в том числе и средствами психотерапии.

Психотерапия может быть применена в любом случае потери приспособляемости (многообразные ситуации с проявлением чисто патологических и предельных психиче­ских состояний, которые отрицательно влияют на спортив­ную подготовку) у спортсмена или спортивной группы. Ко­нечно, областью применения психотерапии являются раз­личные виды признаков вялости, психических реактивных состояний, вызываемых трудностями на тренировках и нервным напряжением на больших соревнованиях. Об­ластью применения психотерапии являются разнообразные стертые формы психогенного восстановления, часто встре­чаемого в период перед соревнованиями.

Кроме того, психотерапия применяется, когда необхо­димо устранить психические явления отрицательного ха­рактера, которые появляются в трудных ситуациях и мо­гут приобрести постоянный характер.

Из нашего опыта мы можем вспомнить так называемые случаи ятрогений, вызванные у спортсменов внушениями со стороны руководителей, тренеров, прессой или публи­кой. Речь идет о том, что иногда неудовлетворительное поведение спортсмена объясняется неудовлетворитель­ностью психического приказа, не всегда во всем реального, который может создать иногда очень острое осознание этой недостаточности, которую спортсмен фиксирует, да­вая ей собственное объяснение. Это сходно с процессом, который профессор Лурия назвал когда-то «внутренней картиной болезни», т. е. собственным представлением субъекта о своем состоянии, возникшим в результате чрезвычайно сложного процесса, обусловленного чувствительностью спортсмена, силой его воображения и способностью к ин­терпретированию.

Свойства и формы психотерапии. Особенности примене­ния психотерапии еще не совсем ясны из-за отсутствия точности методов. Упор делается за применение раз­личных форм психопедагогики, осуществление психотера­пии воспитательными средствами, так как они имеют то преимущество, что понятны тренерам и не требуют лабо­раторной техники. В первую очередь следует использовать приемы, основанные на «курсе лечения доверием» (сове­ты, разговоры, убеждения и принуждение, демонстрация). Они применяются тренерами и не вызывают у спортсме­нов никаких предубеждений.

В спортивной работе хорошие результаты может дать такой метод психотерапии, когда спортсмену даются объяс­нения тех психических явлений, которые могут появить­ся или которые уже беспокоят его.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

О медицине и спорте ...

История чумных эпидемий в России в период позднего средневековья
Опустошительные эпидемии и пандемии инфекционных болезней имели место во все периоды истории человечества. Число их жертв порой значительно превышало потери во время военных действий. Одной из страшных повальных болезней периода классического средневековья была чума. В мировой истории известны 3 колоссальные пандемии чумы. Первая — «чума Юстиниана» (в шестом веке Н.Э.), которая, выйдя из Египта, опустошила почти все страны Средиземномо ...