Стати | Коментарии | Email

Психологические и педагогические средства воздействия

В информационном плане мы хотим подчеркнуть, что сейчас делаются попытки применить в спортивной работе методы терапии поведения. Отправной точкой при этом яв­ляется то, что невротическое поведение - это стойкий навык неадаптированного поведения, установленного путем изучения физиологически нормального организма. И хотя данное утверждение верно, терапия поведения имеет ог­раниченные возможности применения.

Индивидуальная психотерапия. Эта форма применяется для воздействия на спортсменов, которые подходят под принцип «случай-проблема». Речь идет о спортсменах, находящихся в нормальном состоянии, но которые из-за отдельных индивидуальных особенностей личных качеств не могут осуществить двигательный специфический акт во всю силу своих возможностей. При этом мы выделяем субъектов, затруднения которых связаны с отсутствием ве­ры в собственные силы, боязливых и «нервных», «слож­ных», «с мрачными мыслями», появляющимися накануне соревнований, людей, психика которых в решительные мо­менты блокируется. Задача психотерапевтов в том, чтобы помочь этим людям успокоиться, расслабиться, укрепить веру в собственные силы, способствовать появлению у них уверенности в себе и т. д.

Хорошие результаты были получены при работе с группой спортсменов, общеобразовательный уровень которых был невысоким. Путем их психологического обуче­ния, ознакомления спортсменов с основными психологиче­скими аспектами спортивной жизни, механизмом и зако­нами психической деятельности постепенно удалось соз­дать у них необходимые навыки самоанализа повседневно испытываемых трудностей психологического порядка. Пер­вые попытки самоанализа поведения были проведены с помощью психолога, затем спортсмены сами анализирова­ли свои поступки, осуществляя настоящую психическую самотерапию, акт освобождения от внутреннего напряже­ния путем осознания и объяснения причин, которые вы­звали его. Такая разновидность индивидуального воздей­ствия является наилучшей, ибо в аналитических формах личной психотерапии может появиться опасность проявле­ния некоторых состояний преувеличенной зависимости спортсмена от психолога, которая в сложных условиях мо­жет вызвать нежелательные психические явления в том случае, когда психотерапевта нет поблизости или он от­сутствует.

Групповая психотерапия. Возможно, наше мнение о том, что коллективные обсуждения, лекции и культурно-просветительная работа, проводимая со спортсменами, - это групповая терапия, покажется претенциозным. Тем не менее вся эта работа является чрезвычайно благоприятным фоном для применения более тонких психотерапевтиче­ских приемов, которые направлены обычно на тех спорт­сменов, кто не поддается индивидуальному воздействию. Мы отличаем две разновидности групповой психотерапии по результатам воздействия: воздействие индивида при помощи коллектива и воздействие группы, рассматривае­мой как единое целое.

Данные формы воздействия применялись для устране­ния таких отрицательных психических проявлений, как чувство недовольства внутри коллектива, неприязни, когда в группе отсутствовало взаимопонимание, доверие, возни­кали конфликты между спортсменами. Подобные отрица­тельные психические проявления не могут быть решены тренерами обычными воспитательными средствами, имею­щимися в их распоряжении. Исследователи получали хорошие резуль­таты при кратковременном применении групповой психо­терапии перед соревнованиями тогда, когда была про­ведена предварительная психологическая подготовка. Опросы, проведенные нами с помощью теста ММПИ, при­меняемого в спортивной работе, показали, что сеансы пси­хотерапии перед соревнованиями помогают преодолевать состояния тревоги или подавленности, способствуют появ­лению ясности мышления, ослаблению напряженности в движениях. Действие психотерапии может быть ускорено, если использовать различные слуховые и визуальные сред­ства. Записанные на магнитофонную видеоленту формулы психотерапии способствуют достижению единства спортив­ной группы, появлению веры в силы своей команды.

Касаясь применения групповой психотерапии, обратим, однако, внимание на появление феномена «привычки» в случае регулярного применения ее перед каждым соревно­ванием. В этих случаях отмечено появление отрицатель­ных эффектов. В таких ситуациях необходимо применять только индивидуальную психотерапию, для всей команды рекомендованно проводить сеансы периодически.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

О медицине и спорте ...

Закаливание
Известный русский физиолог академик И.Р.Тарханов автор вышедшей в 1899 году книги «О закаливании человеческого организма»,определяя сущность закаливания писал: «К слову закаливание или закал в приложении к организму русская речь прибегает по анологии с явлением,набдюдемом на железе,стали при их закаливании,придающем им большую твёрд-ость или стойкость.» Эта мысль была поддержана и известным русским педиатром,активным сторонн ...