Стати | Коментарии | Email

Старение как явление биологическое.

Уже давно разделяются понятия — календарный и биологический возраст. Уже давно исследователи при­шли к выводу, что календарный возраст не характери­зует истинное состояние организма. Кое-кто перего­няет по темпу возрастных изменений общую группу своих однолеток, кое-кто явно отстает. Отсчет темпа возрастных изменений, прогноз предстоящих событий следует делать, учитывая не календарный, а биологи­ческий возраст человека.

Календарный возраст определяется астрономиче­ским временем, прошедшим со дня рождения. Биоло­гический возраст — это мера изменения во времени биологических возможностей, жизнеспособности орга­низма, мера предстоящей жизни. Проблема биологиче­ского возраста далека от своего разрешения. Она се­рьезно поставлена только в конце минувшего века. Ме­дицина сейчас, к сожалению, занимается в основном больными, а не здоровыми людьми. Вместе с тем еще И. П. Павлов указывал, что медицина будущего —

это

профилактическая медицина. Современный врач, а еще вернее врач будущего, должен уметь оценить, опреде­лить меру здоровья человека, его биологические воз­можности, степень надежности систем его организма. Если биологический возраст значительно отстает от календарного, — очевидно, перед нами потенциальный долгожитель. Если же биологический возраст значи­тельно опережает календарный, то старение развива­ется преждевременно.

Сейчас существует ряд методов определения биоло­гического возраста. Разработанные В. П. Войтенко подходы позволяют установить не только биологиче­ский возраст организма, но и его отдельных систем. Это очень важно для прогнозирования изменения здо­ровья человека, возможности развития возрастной па­тологии. В результате весьма трудоемкого исследова­ния была отобрана небольшая батарея тестов, которая наиболее информативно характеризует некоторые функ­ции организма в состоянии покоя, а также при нагруз­ках, выявляющих адаптационные возможности орга­низма. Биологический возраст различных систем организма (нервной, эндо­кринной, сердечно-сосудистой) может быть неодинаков, и это создает сложности в определении биологического возраста всего организма в целом.

Не надо быть специалистом-геронтологом, чтобы по внешнему виду человека отличить юношу от старика, с точностью 5—10 лет определить возраст человека. Несколько глубоких морщин, дряблая кожа, опущен­ные уголки рта, убеленные сединой виски — достаточно объективная «печать» возраста. Вместе с тем, если не показывая человека, дать врачам данные специальных исследований: артериальное давление, частоту сердеч­ных сокращений, уровень сахара крови, электрокардио­грамму, электроэнцефалограмму, данные анализа желу­дочного сока, желчеотделения и т. д., то ошибка будет значительно большей. В чем же дело? Над этим пара­доксом задумывался еще, очевидно, Демокрит. Он писал: «Старость есть повреждение всего тела при полной неповрежденности всех его частей. Оно имеет все и не имеет всего». Это кажущееся противоречие несет глубокий биологический смысл, раскрывающийся с позиции адаптационно-регуляторной теории старения. Внешний вид человека - морщинистость и эластич­ность его кожи, седые волосы, подкожные жировые отложения, изменения в осанке и т.д. - определенные проявления структурных сдвигов в некоторых тканях. Иными словами, оценивая возраст человека по внеш­нему виду, мы как бы опираемся на общие, макроско­пические, структурные изменения. Подобные измене­ния происходят и во внутренних органах. Патологоана­том по внешнему виду сердца, мышцы, мозга может определить примерный возраст погибшего.

Противодействие старению.

Однако, несмотря на структурные изменения при старении, благодаря процессам регулирования возни­кают процессы витаукта. Они противодействуют угаса­нию обмена и функций, содействуют их сохранению или противостоят резкому изменению. Поэтому на определенном этапе старения может сохраняться еще оптимальный уровень деятельности ряда систем.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

О медицине и спорте ...

Основы спортивной тренировки
Цель спортивной тренировки – реализовать возможности оптимального физического развития людей, всестороннего совершенствования свойственных каждому человеку физических качеств и связанных с ними способностей в единстве с воспитанием духовных и нравственных качеств, характеризующих общественно активную личность: обеспечить на этой основе подготовленность каждого члена общества к плодотворной трудовой и другим общественно важным видам ...