Стати | Коментарии | Email

История вопроса в обществе

Валеологическое направление в отечественном физкультурном движении в 70-е и 80-е годы активно развивалось общественными организациями - Федерацией физкультурно-оздоровительной работы с населением (З.А. Федоренко, А.В. Коробков, В.Г. Жбанков, И.Т. Осипов, Н.А. Мусаелов и др.). Федерацией массовой физической культуры сельского населения (В.И. Жолдак, П.А. Виноградов, Ю.В. Борисов и др.), отраслевыми и региональными федерациями (И.В. Муравов, Ю.А. Хайрова, Л.Ф. Сорокина, В.А. Балтрушевич, С.Н. Исаева, Г.А. Шевченко и др.). А научно-методическое обеспечение, весьма плодотворно осуществлялось сотрудниками ВНИИФКа (Н.Д. Граевская, Н.И.Косилина, В.В. Матов, Л.Н. Нифонтова, И.Т. Осипов, М.П. Сотникова, Н.В. Трофимов, М.В. Протасова и др.), а также учеными Ленинграда, Киева, Минска, Свердловска, Красноярска и других городов страны (Э.Г. Булич, В.М. Баранов, Л.С. Глузман, Л.П. Трофимова, В.Г. Камалетдинов, А.А. Шелюженко, Н.А. Нельга, И.В.Харабуга и др.). Все это позволило накопить необходимый обществу научный и технологический потенциал массового формирования здорового образа жизни, создать валеологическую основу прогрессивных преобразований быта и режима труда. Радикальная перестройка экономики и социальной жизни в стране временно приостановила такие преобразования, поскольку налаженные механизмы государственного управления и финансово обеспеченной деятельности профсоюзов перестали действовать, а инициатива многих специалистов повела их "другим путем" - под невысказанным вслух девизом "От значка ГТО - к валеологии". Поиск и разработка такого пути представляют знаменательные характеристики современного этапа отечественного физкультурного движения. [51]

Несмотря на то, что развитие этого направления научного внимания людей развивается по сей день, до сих пор есть негативные и критические мнения, по вопросам практического применения валеологии в программном материале учебных учреждений. Что и вызвало прекращение преподавания валеологии в школах.

Журнал “Народное образование”, вероятно, решил не отстать от “Медицинской газеты” (МГ) образца 1999 года. Именно в тот год были опубликованы основные мысли многих авторов статьи в “Народном образовании” и именно эти публикации стали основной для принятия решения 1 февраля 2000 г о запрещении высшего валеологического образования. Открыла серию публикаций (с участием журналиста МГ Андрея Семенова) Ирина Силуянова. Ее статья в МГ (№ 51, от 7.07.99) называлась достаточно эффектно “Поп-наука. Валеология. Научно-методологическая, мировоззренческая и правовая несостоятельность”. А сама дискуссия шла под заголовком

“Энтузаззисты” и их жирные “гуси”.

Затем была статья диакона Андрея Кураева “Осторожно: валеология!” ( МГ № 66 от 27.08.99), затем – статья клинического психолога Ирины Медведевой “Невроз от “просвещения” (МГ, № 7, от 6. 10.99). Завершало первый эшелон подобных публикаций печально известное “Письмо 140” - открытое письмо министру образования РФ В.М. Филиппову “Что кроется под мантией валеологии?” (МГ, № 5 от 28.01. 2000). Письмо подписали видные деятели науки, искусства, писатели, священнослужители - всего 140 человек. [60]

Словари, как отражение изменений в общественном применении понятий, могут проиллюстрировать нам, какие явления укореняются в сознании людей и какие исчезают или видоизменяются.

Естественно, из выше указанного описания истории вопроса, такое понятие, как «валеология» невозможно отыскать в Большой Советской Энциклопедии 1971 года [1] и Малой Советской Энциклопедии 1958 года тоже [18]. Этого же понятия мы не обнаружим в: Комплексном словаре русского языка 2005 года [17]; Большом словаре иностранных слов 2006 года [2]; Большом толковом словаре русского языка 2006 года [3]; Толково-энциклопедическом словаре 2006 года [52]. Но, Словарь иностранных слов 2006 года предоставляет возможность определения этого термина:

Валеология (от лат. Valeo<Valere = быть здоровым + logos - учение) – область культорологии, занимающаяся проблемами физического и ментального здоровья человека. [16]

Перейти на страницу: 1 2 

О медицине и спорте ...

Индивидуальные занятия для детей с нарушениями опорно двигательного аппарата
Актуальность настоящего исследования обусловлено рядом причин. Во-первых, малоподвижный образ жизни современных родителей (негативный пример). Во-вторых, увеличение процента детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата (ОДА). Особую актуальность данная проблема приобретает в связи с внедрением в нашу повседневную жизнь достижений научно-технического прогресса. (компьютеризация, ДВД, СД и т.д.) Целью работы является ...