Стати | Коментарии | Email

Благоприятные возможности для внедрения в практику всей системы обучения и воспитания здорового школьника начальной школы.

Ныне действующая программа начальной школы дает благоприятные возможности для внедрения в практику всей системы валеологического обучения и воспитания учащихся начальных классов.

Русский язык. На уроках предусматривается знакомство с правилами гигиены чтения и письма, формирование и закрепление гигиенических навыков чтения и письма: правильной посадки, положения книги, тетради и т.д. В программе говорится: “Нормализации нагрузки, предупреждению утомляемости способствует включение в урок разнообразных видов деятельности детей (слушание учителя, беседа, наблюдение за языковым материалом, работа с учебником, тетрадью, доской, игры и др.), рациональное чередование устных и письменных упражнений, своевременное проведение физкультминуток”.

В программе имеется ряд положений, имеющих значение для воспитания внимательного, доброжелательного отношения к товарищам, одноклассникам, развития речевой этики, культуры общения. Все это важно для создания благоприятного психологического климата в классе.

Математика. В программе даются важные валеологические рекомендации: “Учителя не должны допускать перегрузки учащихся учебным материалом, как на уроках, так и в домашних заданиях. Следует на каждом уроке заботиться о рациональной смене видов деятельности детей, проводить 1-2 физкультминутки, способствующие разрядке и снимающие утомление детей. Особое значение в этом отношении имеет по-разному организуемая игровая деятельность детей на уроках математики, в особенности в 1-2 классах…”

Природоведение дает наиболее систематизированные валеологические знания для привития некоторых навыков личной и общественной гигиены. Уже в первом классе в теме “Наш дом” дается значительный материал по валеологии: распорядок дня, режим питания, проветривание помещения, умение правильно мыть руки, правильно пользоваться носовым платком, правильно сидеть во время занятия и др. В теме “Наш город” – вопросы предупреждения несчастных случаев на улице. Во втором классе в теме “Наш дом” разбираются отдельные режимные моменты: труд, отдых, сон; продолжается проработка материала по предупреждению уличного (дорожного) травматизма. Программа указывает, что учащиеся должны к концу второго класса “уметь выполнять правила личной гигиены (правильно чистить зубы, мыть руки, овощи, фрукты); правильно сидеть при письме и чтение; знать и выполнять свой режим дня, режим питания; правила и значения проветривания помещений, значение сменной обуви; должны знать и выполнять правила поведения на улице. В третьем классе валеологические знания и навыки даются применительно к разным сезонам. Особенно важно предупреждение простудных заболеваний весной и осенью. К концу третьего класса учащиеся должны уметь измерять температуру воздуха с помощью термометра (важное умение для контроля за температурой воздуха в помещении, на улице, для выбора одежды по погоде); правильно строить режим дня, выполнять необходимые правила личной гигиены; беречься от простудных заболеваний, закаляться.

В четвертом классе преподавание гигиенических правил проходит уже на более высокой ступени – на базе элементарных анатомо-физиологических сведений. Тема “Организм человека и охрана его здоровья” помогает учащимся представить организм как единое целое, и это обстоятельство позволяет глубже и осознаннее усваивать вопросы личной и общественной гигиены, которым и должно быть уделено основное внимание.

Трудовое обучение. Все разделы этого предмета начинаются с изучения правил безопасности труда и личной гигиены. Отметим, что в первом классе из 66 часов, отведенных на трудовое обучение, 6 часов выделено на изучение правил безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах.

Физическая культура. Во всех классах начальной школы учащиеся получают сведения об оздоровительном значении тех или иных элементов физического воспитания, отдельных комплексов (утренняя гимнастика, уроки физической культуры, спортивный час, плавание и т. д.). Здесь же дается материал по личной гигиене, закаливанию, режиму дня, а в четвертом классе учащиеся получают понятия о двигательном режиме. Собранные в программе воедино, вопросы по охране здоровья и гигиене представляют собой стройную систему валеологического обучения и воспитания учащихся начальной школы. Задача учителя состоит в том, чтобы всю эту систему знаний, умений, навыков дать детям и только тогда можно ожидать значительного оздоровительного эффекта. . Роль школьной мебели. Мебель школ и других детских учреждений должна соответствовать возрастным анатомо-физиологическим особенностям детей. Мебель, предметы оборудования должны быть легко доступны очистке и иметь гладкую поверхность с закругленными ребрами, их конструкция должна исключить возможность травматизма детей в процессе обучения и отдыха. Внешнее оформление мебели должно быть привлекательным. Конструкция мебели должна быть прочной, устойчивой, простой, надежной.

Перейти на страницу: 1 2 3

О медицине и спорте ...

Олимпийские игры древности
Интерес к гармоничному развитому телу наблюдался еще в Древней Греции. Физические упражнения здесь были возведены в культ. С их помощью тысячи греков совершенствовали свое тело, делая его пропорциональным, гибким, быстрым и сильным. В результате, в 776 году до нашей эры у храма Зевса на горе Олимпия состоялись первые Олимпийские Игры древности. На протяжении более чем четырехсот лет они оставались крупнейшими спортивными соревновани ...