Стати | Коментарии | Email

Морфофункциональные характеристики возрастных особенностей школьников. Врачебный контроль за школьниками, юными спортсменами, студентами, лицами среднего и пожилого возраста.

врачебные консультации по вопросам физической культуры

и спорта.

Важным участком работы школьных медицинских работни­ков является врачебно-педагогический контроль за занимающи­мися, который должен охватывать все формы физического вос­питания в школе — уроки физкультуры, занятия в спортивных секциях, самостоятельные игры на большой перемене и т.д. И главное — определение влияния занятий физкультурой на орга­низм школьника.

Школьный врач (или медицинская сестра) определяют ин­тенсивность урока физкультуры (по пульсу, частоте дыхания и внешним признакам утомления), достаточна ли разминка, со­блюдены ли принципы распределения детей на медицинские группы (иногда детей с теми или иными отклонениями в состо­янии здоровья отстраняют от занятий, но еще хуже, когда они занимаются вместе со здоровыми детьми).

Врач (медсестра) следит за соблюдением ограничений в заня­тиях того или иного школьника, имеющего отклонения в физи­ческом развитии (нарушение осанки, плоскостопие и др.).

Важным направлением врачебно-педагогических наблюдений является проверка выполнения санитарно-гигиенических пра­вил в отношении условий и мест проведения занятий физкуль­турой (температура, влажность, освещение, покрытие, готовность спортивного инвентаря и т.п.), соответствия одежды и обуви, достаточности страховки (при выполнении упражнений на спортивных снарядах).

Об интенсивности нагрузки на уроках физкультуры судят по моторной плотности урока физкультуры, физиологической кри­вой урока по пульсу и внешним признакам утомления.

Эффект от физкультуры минимален, если нагрузка слишком мала, с большими перерывами между подходами к снарядам, когда пульс ниже 130 уд/мин и т.д.

Кроме того, врач (медсестра) и учитель физкультуры перед допуском к занятиям должны тестировать школьников, пере­несших те или иные заболевания. Тестирующей нагрузкой мо­жет быть степ-тест, подъем на гимнастическую скамейку в тече­ние 30 с с подсчетом пульса до и после восхождения. Учитель физкультуры должен знать сроки допуска к занятиям физкуль­турой после перенесенных заболеваний.

Примерные сроки освобождения от уроков физкультуры: ан­гина — 14-28 дней, следует опасаться резких переохлаждений;

бронхит — 7-21 день; отит — 14-28 дней; пневмония — 30-60 дней; плеврит — 30-60 дней; грипп — 14-28 дней; острый не­врит, пояснично-крестцовый радикулит — 60 и более дней; пе­реломы костей — 30-90 дней; сотрясение головного мозга — 60 и более дней; острые инфекционные заболевания — 30-60 дней.

Важная форма работы врача и учителя физкультуры — про­филактика спортивных травм при занятиях физкультурой. Ос­новными причинами травматизма у школьников являются: пло­хая разминка, неполадки в оснащении и подготовке мест заня­тий, отсутствие страховки при упражнениях на снарядах, ран­нее возобновление занятий школьником, перенесшим заболева­ние, плохое освещение, низкая температура воздуха в зале и многие другие причины.

Двигательная активность школьников. Между двигатель­ной активностью и здоровьем детей существует прямая связь. Движение — залог здоровья — это аксиома. Понятие «двига­тельная активность» включает в себя сумму движений, выпол­няемых человеком в процессе жизнедеятельности.

В детском и подростковом возрасте двигательную активность можно условно разделить на три вида: активность в процессе физического воспитания; физическую активность во время обу­чения, общественно-полезную и трудовую деятельность; спон­танную физическую активность в свободное время. Все эти час­ти тесно связаны между собой.

Для контроля за двигательной активностью используют хро­нометраж (определение ее продолжительности и вида, одновре­менно учитывая длительность перерыва, отдыха и пр.), шаго-метрию (подсчитывают движения с помощью специальных при­боров — шагомеров) и др. Шагомер прикрепляют к поясу и по показанию счетчика определяют количество километров, прой­денных за день. За рубежом разработаны электрошагомеры, ко­торые вмонтированы в подошву обуви. При каждом касании зем­ли в специальном устройстве возникают электрические сигна­лы, по которым миниатюрный счетчик подсчитывает число ша­гов и энергию, затраченную при ходьбе (беге). По данным Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) суммарная величина двигательной активности представлена та­ким образом: занятия в школе (4-6 ч), легкая активность (4-7 ч), умеренная (2,5-6,5 ч), высокая (0,5 ч). К этому показателю при­бавляют величину энергозатрат на суточный рост (ее максимум приходится на возраст 14,5 лет).

У юных спортсменов суточная величина энерготрат может быть значительно выше, в зависимости от вида спорта, которым они занимаются.

Следует отметить, что и недостаток движений (гиподинамия), и их избыток (гиперкинезия) отрицательно влияют на здоровье школьников.

Летом, для обеспечения школьникам условий для достаточ­ной двигательной активности, следует шире использовать по­движные игры, плавание, корригирующие упражнения для нор­мализации осанки и свода стоп.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

О медицине и спорте ...

Кофеин
Кофеин относится к психостимуляторам. Они повышают настроение, способность к восприятию внешних раздражений, психомоторную активность. Они уменьшают чувство усталости, повышают физическую и умственную работоспособность (особенно при утомлении), временно снижают потребность во сне (средства, взбадривающие утомленный организм, получили название “допинг” от английского to dope - давать наркотики). Кофеин - соединение из группы метилксант ...