Стати | Коментарии | Email

Морфофункциональные характеристики возрастных особенностей школьников. Врачебный контроль за школьниками, юными спортсменами, студентами, лицами среднего и пожилого возраста.

Врачебный контроль за юными спортсменами. Стрессовое воздействие физических нагрузок на юного спортсмена, если специализация начинается в юном возрасте без достаточной разносторонней подготовки, ведет к снижению иммунитета, за­держке роста и развития, к частым заболеваниям и травмам. Ранняя специализация девочек, особенно в гимнастике, прыж­ках в воду, акробатике и других видах спорта влияет на поло­вую функцию. У них, как правило, позднее начинается менстру­ация, иногда она сопряжена с нарушениями (аменорея и др.). Прием фармакологических препаратов в таких случаях пагубно действует на здоровье и детородную функцию.

Врачебный контроль (ВК) при занятиях физкультурой и спортом предусматривает:

диспансерное обследование — 2—4 раза в год;

дополнительные медицинские осмотры с включением тести­рования физической работоспособности перед участием в сорев­нованиях и после перенесенной болезни или травмы;

врачебно-педагогические наблюдения с применением и до­полнительных повторных нагрузок после тренировок;

санитарно-гигиенический контроль за местами тренировок, соревнований, инвентарем, одеждой, обувью и др.;

контроль за средствами восстановления (по возможности — исключать фармакологические препараты, баню и другие силь­но действующие средства);

строгое выполнение тренером рекомендаций врача по объе­му, интенсивности, режиму и методике тренировок, срокам до­пуска к тренировкам (особенно к соревнованиям) после перене­сенных травм и инфекционных заболеваний.

Физическая (спортивная) подготовка детей и подростков имеет следующие задачи: оздоровительную, воспитательную и физичес­кого совершенствования. Средства и методы их решения должны соответствовать возрастным особенностям организма школьника.

Спортивная специализация — это планомерная разносторон­няя физическая подготовка детей и подростков к достижению высоких спортивных результатов в избранном ими виде спорта в наиболее благоприятном для этого возрасте.

Тренеру (преподавателю физкультуры) следует помнить, что возраст, позволяющий допускать школьника к высшим трени­ровочным нагрузкам, зависит от вида спорта.

Институт возрастной физиологии РФ рекомендует начинать занятия тем или иным видом спорта в следующем возрасте:

акробатика — с 8—10 лет;

баскетбол, волейбол — 10—13;

бокс — 12-15;

борьба — 10-13;

водное поло — 10—13;

гребля академическая — 10—12;

легкая атлетика — 11-13;

лыжный спорт — 9—12;

плавание — 7-10;

тяжелая атлетика — 13—14;

фигурное катание — 7-9;

футбол, хоккей — 10-12;

гимнастика спортивная — 8-10 лет (мальчики), 7-9 лет (де­вочки).

Недооценка тренером возрастных и индивидуальных морфо-функциональных особенностей юных спортсменов нередко яв­ляется причиной прекращения роста спортивных результатов, возникновения предпатологических и патологических состояний, а иногда приводит и к инвалид изации.

К тренировкам следует допускать абсолютно здоровых детей! Если у них наблюдаются какие-либо отклонения, то их перево­дят в подготовительную или специальную медицинскую группу.

Особенности питания школьников. Правильно организован­ное (в количественном и качественном отношении) питание де­тей является обязательным условием их нормального физичес­кого развития и играет важную роль в повышении работоспособ­ности и сопротивляемости организма инфекционным заболева­ниям. Преобладание в пище детей углеводов ведет к различным заболеваниям (диабету, ожирению, снижению иммунитета, ка-риозности зубов и др.).

Питание школьников связано с анатомо-физиологическими особенностями растущего организма и условиями деятельности учащихся. Повышенная калорийность питания у детей по срав­нению со взрослыми объясняется интенсивным обменом веществ, большей подвижностью, соотношением между поверхностью тела и его массой (у детей на 1 кг веса приходится большая наружная поверхность, чем у взрослых, а потому они быстрее охлаждают­ся и, соответственно, теряют больше тепла).

Расчеты показывают, что на 1 кг веса тела приходятся следу­ющие размеры поверхности кожи: у ребенка 1 года — 528 см2, 6 лет — 456 см2, 15 лет — 378 см2, у взрослых — 221 см2.

Усиленные теплопотери требуют большей калорийности пи­тания. С учетом относительной поверхности тела на 1 кг веса взрослому необходимо получить в сутки 42 ккал, детям 16 лет — 50 ккал, 10 лет — 69 ккал, 5 лет — 82 ккал.

Потребность в жирах у школьников также увеличивается, так как они содержат жирорастворимые витамины А, Д, Е, К.

Наиболее благоприятным условием для роста и развития яв­ляется соотношение, когда на 1 г белка приходится 1 г жира. Потребление углеводов в младшем возрасте меньше, чем в стар­шем, в то время как потребление белков с возрастом увеличива­ется. Избыток углеводов в питании так же вреден, как и недо­статок (излишки идут на отложение жира; снижается иммуни­тет; дети-сластены больше подвержены простудным заболевани­ям, а в дальнейшем не исключено заболевание диабетом).

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

О медицине и спорте ...

Массаж и самомассаж
Массаж возник в глубокой древности. Слово «массаж» происходит от греческого слова и означает месить, мять, поглаживать. Массаж как метод лечения применялся уже в третьем тысячелетии до н. э. в Китае, затем Японии, Индии, Греции, Риме. Записи о массаже появляются у арабов. Из глубины веков до нас дошло и описание лечебных методик акупунктуры, акупрессуры, надавливаний на определенные точки. Памятники древности, такие как сохра ...