Стати | Коментарии | Email

Закаливание водой.

Наиболее распространенным методом для детей является контрастное обливание ножек

.

Необходимо соблюдать правило - нельзя обливать холодные ноги холодной водой, т.е. ноги предварительно нужно согреть. В ванну ставят два таза так, чтобы вода покрывала ноги до середины голени. В одном из них температура воды всегда равна 38-40oC, а в другом (в первый раз) на 3-4oC ниже. Ребенок сначала погружает ноги в горячую воду на 1-2 мин. (топчет ими), затем в прохладную на 5-20 с. Число попеременных погружений 3-6. Каждые 5 дней температуру воды во втором тазике понижают на 1oC и доводят до 18-10oC. У здоровых детей заканчивают процедуру холодной водой, а у ослабленных - горячей. Контрастное обтирание для усиления воздействия можно проводить с настоем трав. Для более интенсивного охлаждения используют настой мяты. Сухую траву с цветами заливают кипятком из расчета 4 столовые ложки на 1 л, настаивают 30 мин, фильтруют, охлаждают до 20-22oC. Горячий настой готовят с разогревающими растениями: тимьяном, тысячелистником, пижмой, сосновыми и еловыми иголками. Их берут по 2 столовые ложки на 1 л кипятка, настаивают, фильтруют, подогревают до 38-40oC. Сначала растирают ручку ребенка полотенцем, смоченным в холодном настое, затем другой рукавичкой, смоченной в горячем растворе, а после этого сухим полотенцем растирают ручку до покраснения. Так проводят процедуру со второй ручкой, ногами, туловищем. У более старших и закаленных детей при наличии положительных эмоций можно постепенно повышать температуру горячего настоя до 40-42oC, а холодного снизить до 4-6oC. Более старшим детям контрастные ножные ванны можно заменить контрастным душем: экспозиция горячей воды 40-50oC в течение 1 мин., затем в течение 10-20 с проводят обливание холодной водой с минимальной температурой 10-15oC. Чередуют 5-10 раз. В сауне (суховоздушной бане) используется высокая температура воздуха в парной (около 60-90oC) с низкой влажностью и охлаждением в бассейне с температурой воды 3-20oC, а зимой купание в снегу. При отсутствии противопоказаний, желании родителей ребенок может посещать сауну с 3-4 лет, 1 раз в неделю, вначале в виде одного захода на 5-7 мин. при температуре в парной около 80oC на высоте верхней полки. Затем можно довести до трехкратного посещения парной на 10 мин. с последующим охлаждением.

С раннего возраста приучайте детей к прохладной, но, конечно, не очень холодной воде. При местных водных процедурах начальная температура воды должна быть 28-30 ° С. Затем постепенно снижайте ее через каждые 3-4 дня на 1- 2°С. От местных процедур переходите к кратковременным общим (обтирание, обливание, душ, ванна, купание в открытых водоемах).

Особого внимания заслуживают малыши. Академик Г. Н. Сперанский рекомендовал начинать их закаливание с сухих обтираний, которые выполняют следующим образом. Куском чистой, проглаженной фланели легко протирают все тело ребенка до появления небольшой красноты. Спустя 2 нед можно приступить к влажным обтираниям. Губку или рукавичку из махровой ткани смачивают в воде и немного отжимают. Сначала обтирают руки от пальчиков к плечу, затем ноги, живот и спину. Обтирание продолжается 1-2 мин, после чего тело ребенка вытирают сухим мягким полотенцем и делают легкий массаж до появления умеренного покраснения.

С раннего возраста приучайте детей к прохладной, но, разумеется, не слишком холодной воде. Снижать температуру воды можно на 1 °С каждую неделю, доводя до определенного минимума (табл. 10).

Кратковременные общие процедуры (обливание, душ) детям до года проводятся при температуре воды 35-36 °С. В течение 3 нед ее снижают до 28 °С. Для детей от 1 года до б лет начальная температура воды составляет 33-34 °С. Затем в течение 25 дней ее доводят до 26 °С зимой и 24 °С летом (табл. 11).

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

О медицине и спорте ...

Основы спортивной тренировки
Цель спортивной тренировки – реализовать возможности оптимального физического развития людей, всестороннего совершенствования свойственных каждому человеку физических качеств и связанных с ними способностей в единстве с воспитанием духовных и нравственных качеств, характеризующих общественно активную личность: обеспечить на этой основе подготовленность каждого члена общества к плодотворной трудовой и другим общественно важным видам ...