Стати | Коментарии | Email

Самоконтроль за эффективностью занятий.

Основным условием гибкого и эффективного управления тренировочным процессом является постоянный анализ всех его компонентов.

В процессе тренировки приходится вновь и вновь возвращаться к уточнению индивидуальных особенностей и возможностей человека, к установлению новых задач, к выбору более эффективных средств и методов. Для этого нужно систематически фиксировать фактическое выполнение и эффективность тренировочной работы, одновременно контролируя состояние самочувствия, переносимость тренировочных нагрузок и в особенности период восстановления после них.

Такие показатели позволяют видеть эффективность в целом, степень соответствия возможностям человека, вовремя заметить отклонения, и внести требуемые изменения в режим тренировки и отдыха.

С этой целью должна быть хорошо разработана система самоконтроля и его анализа. Самоконтроль подразумевает систематическое наблюдение за состоянием своего организма в процессе тренировки. Особенно он необходим квалифицированным спортсменам, тренирующихся с большими нагрузками и выступающих в напряжённых соревнованиях.

Спортсмену надо знать специфику своего вида спорта, особенности его воздействия на организм, уметь следить за состоянием организма в разные периоды тренировки и правильно разбираться в его реакциях на физические нагрузки. Такие сведения помогают наиболее эффективно регулировать нагрузку, определять самые разные признаки нарушения здоровья и тренированности и правильно принимать необходимые меры.

Большая значимость самоконтроля определяется тем, что, во-первых, он является существенным дополнением к врачебному контролю. Во-вторых, постоянное фиксирование объективных и субъективных показателей позволяет обнаружить ранние признаки пере тренированности уже на первой её стадии и соответственно корректировать тренировку, увидеть правильность намеченного плана или отклонения от него, внести необходимые изменения. С помощью самоконтроля спортсмен может планировать и проводить тренировку в соответствии с индивидуальными особенностями. Спортсмен может осуществлять самоконтроль за состоянием здоровья, физическим развитием и тренированностью. В настоящей работе речь, в основном, пойдёт о самоконтроле, связанном с тренированностью, с контролем за переносимостью тренировочных нагрузок.

Ежедневное заполнение дневника и систематический его анализ помогают спортсмену и тренеру оперативно корректировать тренировочный прцесс.

Основным требованием к заполнению дневника, как и всех документов учёта, является абсолютная достоверность и достаточная подробность. Контролю подлежат выполняемые нагрузки и их переносимость по средствам, методам, функциональной направленности, по двигательной характеристике.

Самоконтроль спортсмена приучает его сознательно относиться к занятиям, самостоятельно контролировать и правильно оценивать его состояние. Спортсмену нужно знать, что постоянный контроль и анализ его данных – основное условие для оптимального управления процессом спортивной подготовки.

Все показатели, которыми пользуются при самоконтроле делятся на объективные и субъективные.

Объективные

– это те, которые можно выразить количественными характеристиками ( вес, пульс, спортивный результат и т.п.)

Субъективные

– это самочувствие, сон, аппетит, работоспособность, желание тренироваться и т.п.

Субъективные оценки.

Самочувствие

– субъективное ощущение своего здоровья, отражающее деятельность всего организма. Определяется обычно по трёх бальной системе.

«3» (хорошее)

– наличие достаточной бодрости, активности, свежести, желания тренироваться, хороший сон и аппетит;

«2» (удовлетворительное)

– неприятные и необычные ощущения отсутствуют, желание тренироваться сохранено, но спортсмен не чувствует достаточной бодрости, активности, свежести.

Перейти на страницу: 1 2

О медицине и спорте ...

Валеология. Некоторые аспекты истории и перспективы развития
Данная исследовательская работа будет изложена информативно таким образом, что бы освещение рассматриваемого материала располагалось в сфере научной деятельности светского образования *. В связи с тем, что моя позиция как автора, использует убеждение, что окружающая действительность познаваема и доступна пониманию человека (логически и чувствознанием*). Естественно, познаваемость и доступность к пониманию является величиной медленно раск ...