Стати | Коментарии | Email

Работоспособность и утомление.

Способность к труду определяется наличием профессиональ­ных знаний, соответствующих умений и навыков, совокупностью физических и психических сил и качеств человека. Все вместе при соответствующем отношении к труду они обеспечивают оптималь­ный уровень его продуктивности, то есть работоспособность чело­века.

Работоспособность в свою очередь является как бы отобра­жением такого состояния, как утомление. Зависимость здесь обратная: чем больше нарастает утомление, тем ниже становится работоспособность. Нормальный физиологический процесс—утом­ление означает снижение функциональных возможностей организ­ма, вызванное выполнением умственной или физической работы. Снижение работоспособности, или утомление, сказывается на ко­личестве и качестве продукции, произведенной за определенные отрезки времени, или же при выполнении специального задания в эксперименте. Показателем утомления может быть также увеличение времени, затрачиваемого на ту или иную производственную операцию. Но всегда основным итогом утомления является снижение эффективности труда.

Работоспособность может ухудшиться и вследствие пребывания человека в необычных (экстремальных) условия: например, при высокой температуре и влажности окружающего воздуха, при недостатке кислорода и т. д.

Ø Первое условие заключается в том, что в работу следует входить постепенно, не развивая сразу максимального темпа, для того, чтобы все системы организма подготовились к работе в наиболее экономном режиме.

Ø Второе условие состоит в том, что для высокой работоспособности необходимы равномерность и ритм. Как очень высокий, так и очень низкий ритм (темп) быстрее приводит к утомлению. Еще более утомляет неритмичность.

Ø Третье условие предусматривает привычную последо­вательность и систематичность в работе. Нельзя приступать к более сложному, не освоив предварительно более простого

Ø Четвертое условие — это смена труда и отдыха, чередо­вание периодов с различной интенсивностью нагрузки, а также, по возможности, смена характера труда.

Ø Пятое условие гласит, что самым надежным способом достичь максимальной эффективности является постепенное и системати­ческое выполнение упражнений с целью выработки прочных навыков.

Ø И, наконец, шестое условие, которое оказывает большое влия­ние на продуктивность труда и устойчивость работоспособности,— это отношение общества к труду денного человека, действенные формы его поощрения за добросовестный труд. Сюда относится и организация социалистического соревнования, в котором наиболее ярко проявляются творческие способности работников.

Научная организация труда в значительной мере строится на основе перечисленных выше шести условий Н. Е. Введенского. Однако некоторые акценты в настоящее время передвинуты. Так, на одно из первых мест выдвигается задача организации труда и отдыха, в первую очередь активного отдыха. Теперь приоритет в системе научной организации труда занимает физическая активность в течение трудового дня, в том числе производственная гимнастика. Но и физическая активность не рассматривается изо­лированно от других способов повышения продуктивности труда Она входит в комплекс восстановительных или реабилитационных мероприятий, повышающих силы и творческие возможности трудящихся, их работоспособность и трудоспособность, устойчивость к действию неблагоприятных факторов внешней среды, а, следо­вательно, помогающих сохранению здоровья и продлению активной творческой жизни советских людей.

Специалистами в области психофизиологии труда и спорта разработана целая система реабилитации (восстановления) здо­ровья и работоспособности практически здоровых людей. Она включает в себя следующий комплекс мер:

Перейти на страницу: 1 2

О медицине и спорте ...

Общая физическая подготовка цели и задачи
Воспитание физических качеств основывается на постоянном стремлении сделать сверх возможное для себя, удивить окружающих своими возможностями. Но для этого со времени рождения нужно постоянно и регулярно выполнять правила правильного физического воспитания. Основным этапом в воспитании этих качеств является образовательный период в жизни человека (7-25 лет), в течение которого происходит закрепление нужного учебного материала для его да ...