Стати | Коментарии | Email

История открытия витаминов.

Ко второй половине 19 века было выяснено, что пищевая ценность продуктов

питания определяется содержанием в них в основном следующих

веществ: белков, жиров, углеводов, минеральных солей и воды.

Считалось общепризнанным, что если в пищу человека входят в опре-

деленных колличествах все эти питательные вещества, то она полностью

отвечает биологическим потребностям организма. Это мнение прочно укоре-

нилось в науке и поддерживалось такими авторитетными физиологами того

времени, как Петтенкофер, Фойт и Рубнер.

Однако практика далеко не всегда подтверждала правильность укоре-

нившихся представлений о биологической полноценности пищи.

Практический опыт врачей и клинические наблюдения издавна с не-

сомненностью указывали на существование ряда специфических заболева-

ний, непосредственно связанных с дефектами питания,хотя последнее пол-

ностью отвечало указанным выше требованиям. Об этом свидетельствовал

также многовековой практический опыт участников длительных путешест-

вий. Настоя щим бичом для мореплавателей долгое время была цинга;от нее

погибало моря ков больше, чем, например, в сражениях или от кораблекруше-

ний. Так, из 160 уча стников известной экспедиции Васко де Гама прокла-

дывавшей морской путь в Индию, 100 человек погибли от цинги.

История морских и сухопутных путешествий давала также ряд поучи-

тельных примеров, указывавших на то, что возникновение цинги можетбыть

предотвращено, а цинготные больные могут быть вылечены, если в их пищу

вводить известное колличество лимонного сока или отвара хвои.

Таким образом,практический опыт ясно указывал на то, что цинга и

некоторые другие болезни связанны с дефектами питания, что даже самая

обильная пищя сама по себе еще далеко не всегда гарантирует от подоб-

ных заболеваний и что для предупреждения и лечения таких заболеваний

необходимо вводить в организм какие-то дополнительные вещества, которые

содержаться не во всякой пище.

Эксперементальное обоснование и научно-теоретическое обобщение

этого многовекового практического опыта впервые стали возможны благо-

даря открывшем новую главу в науке исследованием русского ученого Ни-

колая Ивановича Лунина, изучавшего в лаборатории Г.А. Бунге роль мине-

ральных веществ в питании.

Н.И. Лунин проводил свои опыты на мышах, содержавшихся на искусс-

твенно приготовленной пище. Эта пища состояла из смеси очищенного казе-

ина(белок молока), жира молока, молочного сахара, солей, входящих в состав

молока и воды. Казалось, налицо были все необходимые составные части мо-

лока; между тем мыши, находившееся на такой диете, не росли, теряли в ве-

се,переставали поедать даваемый им корми, наконец, погибали. В то же вре-

мя контрольная партия мышей, получившая натуральное молоко, развивалась

совершенно нормально. На основании этих работ Н.И. Лунин в 1880 г. при-

шел к следущему заключению: " .если, как вышеупомянутые опыты учат, не-

возможно обеспечить жизнь белками, жирами, сахаром, солями и водой, то из

этого следует, что в молоке, помимо казеина, жира, молочного сахара и со-

лей, содержатся еще другие вещества, незаменимые для питания. Представля-

ет большой интерес исследовать эти вещества и изучить их значение для

питания".

Это было важное научное открытие, опровергавшее установившееся по-

ложения в науке о питании. Результаты работ Н.И. Лунина стали оспари-

ваться; их пытались объяснить, например, тем, что исскуственно приготов-

ленная пища, которой он в своих опытах кормил животных, была якобы нев-

кусной.

В 1890г. К.А. Сосин повторил опыты Н.И. Лунина с иным вариантом

исскусственной диеты и полностью подтвердил выводы Н.И. Лунина. Все же и

после этого безупречный вывод не сразу получил всеобщее признание.

Блестящим подтверждением правильности вывода Н.И. Лунина установ-

лением причины болезни бери-бери, которая была особенно широко расп-

ростронена в Японии и Индонезии среди населения, питавшегося главным

образом полированным рисом.

Перейти на страницу: 1 2

О медицине и спорте ...

Физиологические обоснования нормирования физических нагрузок для детей школьного возраста
Школьные годы – один из важнейших этапов в становлении человека как активного члена общества. В этот период завершается развитие физиологических систем, в том числе и двигательного аппарата. Вот почему в эти годы должна быть создана прочная основа для укрепления здоровья и физического совершенствования человека. Формирование основных двигательных качеств и навыков в процессе физического воспитания может быть более успешным при условии ...